belovetc (belovetc) wrote,
belovetc
belovetc

Categories:

"Житие протопопа Аввакума...": старо-новые споры?


«При столкновении высокого и низкого, низкое никогда не поднимается до высокого, а высокое разрушается»

24 февраля 2012 г.

23 февраля 2012 года в Московской духовной академии после очередной лекции по основам журналистики доктора филологических наук, профессора Российского университета дружбы народов Ольги Ивановны Валентиновой, состоялась презентация и обсуждение книги Ольги Ивановны «"Житие протопопа Аввакума": история русского средневекового литературного языка сквозь призму жанра жития».

В ходе презентации Ольга Ивановна поделилась со студентами причинами составления этой книги, которая заключается, в первую очередь, в недостаточном знакомстве современного студенчества с образцами древнерусского литературного творчества.

В своем труде Ольга Ивановна дает резко отрицательную оценку исследуемого текста, как с литературной, так и с духовной точки зрения. «Житие» характеризуется как произведение, прямо противоположное всей древнерусской житийной традиции и в целом православной литературе, что указывает на обмирщение и псевдодуховность автора текста. Особо обращает на себя внимание нарушение традиционного принципа соответствия формы и содержания, когда об обыденном говорится возвышенно, а о высоком – обыденно, что считалось совершенно недопустимым в благочестивом древнерусском обществе и тем более в письменном творчестве. Приведя конкретные примеры из «Жития», Ольга Ивановна показала, что данный текст является свидетельством распада средневекового миросозерцания, где кощунственно совмещается священное и мирское и где библейские образы используются не как примеры для подражания, а как вспомогательные средства для самовозвеличивания.

Студенты поблагодарили Ольгу Ивановну за замечательную лекцию и презентацию книги.

Пресс-служба МДА
Фото: А. Ригин (МДС)


http://www.mpda.ru/news/text/787435.html
Самарское староверие Главная » 2012 » Февраль » 26 » Маленький комментарий: Как одна "высокодуховная" тетенька развенчала протопопа Аввакума, а заодно всю русскую литературу
Главная » Москва » РУДН » Филологический факультет
Валентинова Ольга Ивановна -- отзывы студентов о преподавателе.
Практические письменные работы по средневековому периоду развития русского литературного языка:
1. «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона: показать принцип соотношения формы и содержания на примере любого выбранного абзаца, предварительно определив место этого фрагмента в композиционном целом всей литургийной проповеди.
2. «Житие протопопа Аввакума»: отобрать фрагмент (от одной фразы до нескольких фраз), на примере которого можно показать, как изменившееся соотношение формы и содержания спровоцирует в дальнейшем секуляризацию сознания.
Оригинал взят у adezhurov в Ольга Ивановна Валентинова отменяет закон экономии языковых средств

Вот уже больше года как к коллективу «Взлетной полосы» приставили классную даму – Ольгу Ивановну из Университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы. Эта Ольга Ивановна слушает наши эфиры, а потом пишет критические эссе о состоянии нашего (моего, в частности) русского языка с моралью для поучения. После сегодняшнего чтения критических записок Ольги Ивановны мои очи вылезли на лоб и там зафиксировались, я поседел и стал заикаться, так что возникла угроза качеству моей работы в эфире, ибо человек с глазами на лбу и дефектом речи не может быть квалифицирован как солнце российского эфира

Замечаний ко мне немного, но все – что ни в бровь, то в глаз. Сегодня Ольга Ивановна в покровительственном тоне пишет следующее:

«Некоторые промахи, вроде высказывания ведущего о якобы существующем законе экономии языковых средств, можно посчитать простительными. И потому, что ошибочные рассуждения не получали на этот раз длительного продолжения, и потому, что резко снизилась привычная дидактичность интонации. Чувство меры определенно приносит свои плоды. Хотелось бы, чтобы это чувство стало осознанным».

Очевидно, что Ольга Ивановна - лингвист, профессор - не держала в руках, в бытность свою студенткой, «Практическую стилистику» Дитмара Эльяшевича Розенталя, где русским по белому написано: «Закон экономии речевых средств обнаруживается на всех уровнях языковой системы. /…/  Экономятся усилия в сфере словоизменения, в синтаксисе, но особенно в словообразовании». Что, Ольга Ивановна, доктор филологических наук им. Патриса Лумумбы не знает, что закон экономии языковых средств является основным законом развития языка? Это не для ее он был обоснован  Шлейхером в 1894 году? Уитни в 1875? Это не для нее доказал этот закон на материале структурального анализа Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ? Поливанов? Мартине? То есть, этого закона нет? И Фердинанда де Сооюра – тоже нет? И Дельбрюка, и Пасси, и Схрейнена? То есть эти великие мужи трудились напрасно? Доктор дружбы наук и народов отменяет этот закон?

Ольга Ивановна глубокомысленно подытоживает: «На всякий случай уточним: нет закона экономии языковых средств, а есть закон экономии энергии. Психической энергии, затрачиваемой на понимание того, о чем говорят или пишут. И этот закон экономии энергии - один из двух универсальных законов языковой эволюции. Если мы поймем смысл этих законов, то сможем и свою речь организовать в соответствии с направлением действия этих законов. И именно это поможет нам быть одновременно и точными, и выразительными». Какие «мы»? Какие законы языковой эволюции она хочет понять, если она не знает вузовской программы? Закон экономии языковых средств изучается на филфаках в 1 семестре 1-го курса (курс «Введение в языкознание») и на итоговом экзамене по общей лингвистике (10 семестр 5-го курса). Как удалось Ольге Ивановне оберечь себя от начальных лингвистических знаний и стяжать при этом докторскую степень – недоумеваю.

Мне не дано быть таким «точным и выразительным», как мой уважаемый критик, и это вполне соответствует моим творческим и научным задачам.

Чтобы мое негодование было понятно не филологам, сошлюсь на Яндекс: «По запросу закон экономии языковых средств нашлось 804 тыс. страниц».

Tags: Никон, РПЦ (МП), древлеправославие, новые книги, образование, писатели о старообрядцах, старообрядчество, университет - епархия РПЦ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments